Печать

Главная

Система менеджмента качества в образовательном учреждении - особенности внедрения и преимущества

Система менеджмента качества в образовательном учреждении имеет ряд специфических особенностей. Необходимость внедрения СМК – системы менеджмента качества обусловлена изменчивостью требований рынка образовательных услуг. Чтобы держаться на плаву, необходимо вписаться в рыночные условия. Необходимо открывать новые, востребованные специальности, повышать качество обучения, выбирать наиболее эффективные формы обучения, обновлять учебную и лабораторную базу. Рынок обязывает повышать компетентность преподавателей, бороться за каждого потенциального учащегося или студента. Необходимость идти в ногу со временем заставила учреждения образования неукоснительно соблюдать требования государственных стандартов образования. Периодическое лицензирование и аттестация – обычное дело для образовательных учреждений. Ответственность за все эти направления полностью лежит на плечах руководителя учебного заведения. И чтобы легче было справляться и успешно работать во всех этих направлениях образовательное учреждение должно функционировать в рамках эффективной и гибкой системы управления, которая чётко распределяет ответственность и полномочия персонала, и, в которой установлены единые правила выполнения процессов, критерии оценки.

Подробнее о системах менеджмента качества

Основные направления обучения в образовательных учреждениях определяются учебными планами. Но факт наличия учебного плана еще не означает полного удовлетворения потребностей и ожиданий учащихся. Если процессы внутри образовательного учреждения далеки от совершенства, то качественного обучения ожидать не приходится. Чтобы таких недостатков не было, и был разработан государственный стандарт СМК - ГОСТ Р 52614.2-2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001 в сфере образования».

СМК в образовательном учреждении (техникуме, лицее, вузе, колледже) даст следующие преимущества:
• Улучшение качества набора абитуриентов;
• Рост уровня посещаемости и успеваемости студентов;
• Преимущества при лицензировании и аттестации;
• Измеримость показателей, по которым оценивается преподавательская работа;
• Рост уровня компетентности преподавателей, повышения уровня квалификации при ведении дисциплин;
• Четкое планирование расписания занятий, заблаговременное информирование об изменениях в расписании и заменах преподавателей;
• Упорядочение управления документацией, внешней и внутренней, в том числе, в случаях изменений, вносимых в документацию, и ознакомлению с ними специалистов.

Небольшой набор задач, специфических для образовательных учреждений, решается при внедрении СМК – системы менеджмента качества.

Внедрение СМК в сфере образования, как и любой другой вид деятельности, имеет стандартные этапы:
• Предварительный аудит анализ деятельности образовательного учреждения;
• Разработка документации СМК;
• Пробный внутренний аудит на предмет готовности учреждения к внедрению СМК, выявление несоответствий, слабых мест в менеджменте качества;
• Подготовка к сертификационному аудиту, обучение;
• Внедрение СМК;
• Сертификация.

Система менеджмента качества (СМК) в образовательном учреждении охватывает всю его деятельность, не только учебную. СМК в учреждении образования, как и система менеджмента качества в любой другой организации, рассматривает всю технологическую цепочку деятельности по процессам. Процессный подход, присущий международному стандарту СМК, четко регламентирует научно-исследовательские и аналитические работы, планирование и контроль качества образовательных услуг, внутренние аудиты, воспитательную работу, анализ рынка и оценку удовлетворенности потребителей, и управление жалобами. СМК регулирует также такие направления деятельности образовательного учреждения, как управление кадрами, инфраструктурой, которая включает не только учебные корпуса, но и объекты социально-бытового назначения, управление профессиональной образовательной средой. Важнейшим элементом СМК образовательного учреждения является отчётность по установленным параметрам качества и результативности.